Кабинет психоанализа RSI

Елена Загоскина

Сложно в нескольких предложениях представить себя и свое отношение к психоанализу. Попробую воспользоваться метафорами. Психоанализ — это путешествие. Путешествие, на карте которого будут помечены терапевтические эффекты, но вы обнаружите, что это не совсем то, что вы искали. Путешествие навстречу с самым непрозрачным, интимным в самом себе, с собственным желанием и истиной, с тем, что располагается вне вашего знания о самом себе, но касается только вас. С тем, что освобождает. Психоанализ — особый вид социальной связи, где необходимость ослабляется, а случайность приветствуется. Кабинет психоаналитика — это пространство, где можно ошибаться.

Психоанализ — это встреча. Сам вопрос передачи психоанализа записывается другой логикой — логикой бессознательного. Психоанализ не передается массово, в коллективном порядке, но требует присутствия другого. Теоретическая передача происходит в коллективе — пространстве университета, семинаров, картелей, стажировок. Мое вхождение в психоанализ связано, прежде всего, с изучением текстов Фрейда, Лакана и Дольто. Я очень благодарна всем, кто начинал в 2001 году Лакановские Семинары в Музее сновидений и тем, кто туда присоединился позже. Клиническая передача происходит один на один — в пространстве личного анализа и в работе с супервизором. Мое профессиональное становление в психоанализе связано с личным анализом в Париже.

Нет детских психоаналитиков, но есть те, кто приняли решение и могут работать с детьми. Многолетний опыт работы с детьми и родителями в Зеленом Острове в Петербурге, ежегодные стажировки в Зеленом Доме в Париже позволяют быть более чувствительной к слушанию самых маленьких. Работа с детьми требует особенной мобилизации внимания: важно занять позицию рядом с ребенком, — третьего лица и свидетеля, — помочь маленькому субъекту и его родителям расслышать друг друга. Этот опыт помогает работать и со взрослыми. Занять позицию психоаналитика — этический выбор. Я сделала этот выбор благодаря множеству встреч и совместной работе с французскими психоаналитиками, учениками Дольто и Лакана. По выражению Ш. Ференци, психоанализ — это то, что пробуждает. Бессознательное, как и искусство, игнорирует время. Бессознательное, как и искусство — это поле открытых значений. Каждый субъект в процессе анализа совершает свои находки и изобретения.

Образование:

РГПУ им. Герцена, факультет дефектологии.

Восточно-Европейский Институт Психоанализа (Санкт-Петербург) по специальности «клиническая психология».

Cпецкурсы организуемые университетом психопатологии РЕН-2 (Франция) в рамках программы «Психоанализ лакановской ориентации»: «Клиника психозов», «Детский психоанализ», семинары в университете Пари-7, семинары и коллоквиумы лакановских школ Societe de Psychanalise Freudienne и Ecole lacanienne de psychanalise (Франция), Фрейдова Поля (Россия), семинары психиатра Ж. Ури в клинике Св. Анны (Париж).

Работа и область интересов:

Участница «Лакановских семинаров» в Музее сновидений Фрейда с 2001 года; участница проекта «Зеленый остров» в Санкт-Петербурге по модели «La Maison Verte» Paris, F.Dolto; со-организатор международной французско-русской культурной программы «Зеленая Гравитация».

Со-организатор и участник ряда семинаров и конференций, сокуратор художественной выставки «Дети и дети детей», галерея ART re.FLEX, 2009, координатор киноклуба «Психоз сквозь призму кинематографа» и «Ребенок сквозь призму кинематографа» в Музее сновидений Фрейда, организатор Кабинета Психоанализа RSI.